31 июля 2011года сотрудниками полиции в Москве в числе более, чем 60 граждан, задержанных под предлогом противодействия акции в защиту свободы собраний, был задержан Удальцов Сергей Станиславович — координатор Левого фронта, координатор Совета инициативных групп Москвы и общественного Московского совета, один из лидеров незарегистрированной партии «Рот Фронт».
Задержание С.Удальцова имело место при следующих обстоятельствах: он шёл вместе с другими гражданами по пешеходному тротуару вдоль Тверской улицы в сторону ст. метро «Пушкинская» без лозунгов и транспарантов после завершения массового мероприятия на Триумфальной площади г.Москвы, заявителем или организатором которого не был. Путь шедшим гражданам преградили сотрудники полиции, стали без объяснения причин выхватывать из образовавшейся толпы отдельных граждан, в том числе был схвачен, задержан и доставлен в ОВД по Тверскому району г.Москвы Удальцов С.С.
Ему было вменено правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.3 КоАП РФ (неподчинение законному требованию сотрудника милиции).
01.08.2011 г. мировым судьёй судебного участка № 423 Тверского района г. Москвы Комлевым С.В. вынесено Постановление о признании Удальцова С.С. виновным и о назначении ему административного наказания в виде административного ареста сроком на
При рассмотрении дела судьёй были допущены многочисленные нарушения принципов и норм административного судопроизводства:
- С.Удальцов был лишен предусмотренного законом права полноценно пользоваться помощью защитника;
- суд отказал в принятии к рассмотрению ходатайства защиты о вызове свидетеля и других ходатайств;
- помимо самого С.Удальцова, судом были заслушаны лишь показания сотрудников полиции, производивших, с их слов, задержание Удальцова. Причем в ходе допроса выявились существенные противоречия в показаниях указанных сотрудников полиции между собой, с Протоколом об административном правонарушении, их рапортами и другими доказательствами по делу.
Так, сотрудники полиции, допрошенные по отдельности, не смогли объяснить причину полной идентичности текста рапортов за исключением подписей. При этом каждый пояснил, что писал рапорт самостоятельно.
Ни один из сотрудников полиции не смог назвать признаки, по которым они посчитали, что действия Удальцова С.С. носят противоправный характер. По словам полицейского Болдырева, он посчитал поведение Удальцова С.С. достаточным для задержания на том основании, что последний шёл в окружении корреспондентов.
Показания сотрудников полиции не соотнесены надлежащим образом с другими доказательствами, которые либо не могли быть представлены стороной защиты вследствие ограничения судом права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту, либо вследствие отказа суда в принятии ходатайства об их получении.
Таким образом, судебное решение было принято с грубыми нарушениями и было явно предвзятым, нарушающим принцип презумпции невиновности и право на справедливое судебное разбирательство, установленное ст.6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод,
03.08.2011 г. с нарушением установленного законом срока дело по апелляционной жалобе рассмотрено судьёй Тверского районного суда Неверовой Т.В. Почти все ходатайства защиты были отклонены судьей, а показания свидетеля зашиты отвергнуты.
В связи с наличием у Удальцова С.С. двух несовершеннолетних детей Тверской районный суд уменьшил ему срок административного ареста на 1 сутки.
Репрессия против С.Удальцова была осуществлена даже несмотря на то, что в данном случае он участвовал в массовом политическом мероприятии как обычный гражданин, реализующий своё конституционное право на выражение протеста. Из нескольких десятков одновременно задержанных в том же месте и при тех же обстоятельствах граждан наказание в виде административного ареста было назначено только С.Удальцову и К.Косякину (также одному из лидеров «Левого фронта», бывшего одним из организаторов публичного мероприятия на Триумфальной площади). При этом К.Косякину было назначено наказание в виде 5 суток административного ареста, а С.Удальцову – окончательно в виде 14 суток административного ареста. Остальным задержанным произвольно вменялась, в зависимости от ОВД, составлявшего протокол об административном правонарушении, либо ч.1 ст.20.2 (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) КоАП РФ, либо та же ч.1.ст.19.3. КоАП РФ. Однако больше никто не задерживался в ОВД до суда, и больше никому не было судом вынесено наказание в виде административного штрафа. В настоящее время под арестом продолжает оставаться только С.Удальцов.
Представляется, что преследование С.Удальцова имеет незаконный и избирательный характер.
Только за последний год он был задержан более 20-ти раз. Во многих случаях задержание носило превентивный характер и не имело даже видимости повода, в других – осуществлялось по явно незаконным основаниям. В седьмой раз за последний год на него наложено наказание в виде административного аресте. Представляется, что судебные решения об аресте Удальцова являлись очевидно неправосудными и фактически неприкрыто сфальсифицированными, всякий раз вступая в противоречия с нормами Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В общей сложности за последний год С.Удальцов был осужден к 61 суткам административного ареста.
В предыдущих случаях Удальцов С.С. задерживался, будучи организатором митингов либо превентивно, до их начала, либо после окончания. Всякий раз его задержание производилось в форме захвата с применение грубой физической силы, с нарушением статьи 21 Конституции Российской Федерации, а также статьи 3 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», статей 12 и 13 Федерального закона «О милиции», части 4 ст.5 Федерального закона «О полиции», п.212.4 Устава Патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности.
Каждый раз Удальцов С.С. безосновательно содержится до суда в течение от одних до двух суток в помещениях районных ОВД в условиях, не приспособленных для содержания задержанных, унижающих человеческое достоинство, без надлежащего питания, прогулок, связи с родственниками и др. Материалы административных дел оформляются за пределами установленного законом срока.
Представляется, что задержание 31 июля 2011 г. и последующий незаконный арест Удальцова С.С. явились, с одной стороны, продолжением тактики власти на пресечение какой-либо активной деятельности одного из лидеров внесистемной оппозиции, с другой, на примере наиболее активного и известного участника — инструментом устрашения потенциальных участников мирных собраний. Эти действия властей нарушают права Удальцова, предусмотренные ст.10 (свобода выражения мнения) и ст.11 (свобода собраний и объединений) Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и осуществляются именно в связи с реализацией им этих прав.
Союз солидарности с политзаключенными считает Сергея Удальцова узником совести и требует его немедленного освобождения.
Призываем правозащитные и другие организации гражданского общества в России и за рубежом поддержать нашу оценку статуса С.Удальцова и требование его освобождения.