В июле 2010 года в отношении Игоря Нагавкина было выдвинуто обвинение по ч. 1 ст. 158 УК РФ в попытке хищения колеса автомобиля, владельцем которого был сотрудник ГИБДД. Несмотря на то, что на момент происшествия у Нагавкина было алиби, это обстоятельство в дело включено не было. Правозащитнику была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. 13 апреля 2011 года Нагавкин пришел с жалобой на приём к прокурору Ворошиловского района г. Волгограда и был задержан нарядом милиции в кабинете прокурора. Суд вынес решение об изменении меры пресечения на домашний арест.
11 июля 2011 года Игорь Нагавкин был признан виновным, ему было назначено наказание в виде 160 часов исправительных работ. На приговор была подана апелляционная жалоба. 23 сентября 2011 судом второй инстанции приговор был изменён – было назначено наказание в виде штрафа в размере 15 тысяч рублей. На вынесенные решения была подана кассационная жалоба, 22 ноября 2011 года началось слушание дела по кассационной жалобе. 29 ноября 2011 года Волгоградским областным судом было вынесено кассационное определение, которым приговор был оставлен без изменения.
Основания признания преследуемым по политическим мотивам: обвинение известного общественного деятеля в мелкой краже представляется абсурдным, более того, не было учтено алиби Нагавкина, находившегося на момент совершения попытки кражи колеса в кафе. На входе в кафе имелась видеокамера, в памяти которой содержались доказательства слов правозащитника, однако видеоматериал в дело не попал. За Нагавкина поручались известные правозащитники Л.М.Алексеева и Л.А.Пономарёв.
Против Нагавкина пытались возбудить уголовное дело по ст. 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»), пять раз были вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Позже указанные постановления были отменены заместителем прокурора Волгоградской области, являющегося отцом прокурора Ворошиловского района Волгограда, заинтересованного в исходе дела по ст. 158 УК РФ. Следственным отделом вынесено шестое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ст. 318 УК РФ.
Есть основания предполагать, что уголовное преследование Игоря Нагавкина связано с его правозащитной деятельностью, в частности с обнародованием фактов пыток и издевательств над заключёнными. С нашей точки зрения, дело Игоря Нагавкина относится к категории «Дела гражданских активистов».
Признание лица политзаключённым не означает ни согласия Союза солидарности с политзаключёнными со взглядами и высказываниями признаваемых политзаключёнными лиц, ни одобрения их высказываний или действий.
Хроника преследования:
http://www.zashita-zk.org/investigate/108ED0B0
Адвокаты: Бенгардт Юрий Николаевич, Шухардин Валерий Владимирович.
Ссылки на интересные публикации в СМИ:
http://grani.ru/Politics/Russia/Politzeki/m.187793.html
http://kommersant.ru/doc/1621393/print
http://www.zagr.org/1054.html
Ссылки на правозащитные и общественные заявления в поддержку И.Б. Нагавкина:
http://zaprava.ru/201104152764/rezultatyi-nashey-rabotyi/za-zashhitoj-prav-igorya-nagavkina-pravozashhitniki-obratilis-k-ombudsmenu-i-prokuroru
Дата составления справки: 12.02.2012