Левые активисты Лебедев Константин Владимирович, Развозжаев Леонид Михайлович и Удальцов Сергей Станиславович после показа на НТВ пропагандистского фильма «Анатомия протеста-2» были обвинены в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 212 УК РФ («Приготовление к организации массовых беспорядков»). Признавший вину и пошедший на сделку со следствием К. Лебедев 25 апреля 2013 года приговорён к 2 годам 6 месяцам колонии общего режима, освобождён по УДО 6 мая 2014 года; Л. Развозжаев и С. Удальцов 24 июля 2014 года приговорены к 4 годам 6 месяцам общего режима, Развозжаев также и к штрафу в размере 150 тысяч рублей. 7 апреля 2017 года Развозжаев, а 8 августа 2017 Удальцов, освободились по отбытии наказания.
Развозжаеву также было предъявлено дополнительное обвинение по п.п. «а, в, г» ч. 2 ст. 162 УК РФ (в ред. Федерального закона от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ) в связи с якобы совершением им разбоя в 1997 г., однако в 23.01.2013 г. дело закрыто за истечением срока давности. 19 июня 2013 года Удальцову и Развозжаеву было предъявлено обвинение в окончательной редакции по ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 212 УК РФ, ч. 1 ст. 212 УК РФ. Помимо этого, Развозжаеву было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 322 УК РФ («Незаконное пересечение государственной границы»).
5 октября 2012 года на телеканале НТВ был показан пропагандистский фильм «Анатомия протеста-2», в котором утверждалось, что активисты и лидеры российской оппозиции по заданию иностранных спецслужб, в частности грузинских, готовят массовые беспорядки в России. Беспорядки, по версии авторов фильма, должны были финансироваться эмигрировавшими за пределы РФ предпринимателями и правительством Грузии; в ходе них якобы должны были быть организованы выступления в Калининграде с целью его отторжения от России, диверсии на железных дорогах, захват колокольни Ивана Великого в Кремле и т.п. действия. 6 октября Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка поручил проверить изложенные в фильме «факты» после того, как к нему обратились вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин и вице-спикер Госдумы Сергей Железняк («Единая Россия»). 8 октября на опрос в Следственный комитет РФ был вызван Сергей Удальцов, сам опрос был проведён 11 октября.
Несмотря на абсурдное содержание фильма, явные признаки монтажа и отсутствие у правоохранительных органов каких-либо доказательств, что озвученные в нём факты имеют отношение к реальности, 17 октября 2012 года Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 212 УК РФ («Приготовление к организации массовых беспорядков») в отношении Лебедева, Развозжаева и Удальцова. Основанием стало их предположительное участие во встрече с председателем парламентского комитета Грузии по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе, консулом Грузии в Молдове Михаилом Иашвили и их помощниками летом 2012 года в Минске. В тот же день у оппозиционеров прошли обыски, а вызванного на допрос в СКР Лебедева задержали на 48 часов до суда по мере пресечения. 18 октября 2012 года судья Басманного районного суда Ирина Скуридина арестовала Константина Лебедева до 16 декабря 2012 года, одновременно Лебедеву было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 212 УК РФ. На суде представителями телеканала НТВ было заявлено, что диск с записью якобы беседы Удальцова с Таргомадзе был передан им неизвестным лицом предположительно грузинского происхождения на улице.
19 октября пытавшийся получить политическое убежище на Украине Леонид Развозжаев был похищен неизвестными в Киеве у офиса правозащитной организации HIAS по адресу ул. Дашевского, д. 22. Его местонахождение до 22 октября оставалось неизвестным, при этом в воскресенье, 21 октября, председатель Басманного районного суда Ольга Солопова избрала в отношении Развозжаева меру пресечения в виде заключения под стражу до 21 декабря 2012 года. На следующий день Следственный комитет распространил информацию о том, что Развозжаев якобы самостоятельно обратился к ним с явкой с повинной, подтверждавшей версию следствия. Одновременно Верховный комиссариат по делам беженцев (ВКБ) ООН в тот же день официально заявил о похищении обратившегося с просьбой о предоставлении политического убежища Леонида Развозжаева. Сам Развозжаев отказался от т.н. «явки с повинной» в ходе беседы с членами ОНК Анной Каретниковой, Зоей Световой, Валерием Борщёвым, Лидией Дубиковой и Любовью Волковой в СИЗО «Лефортово» 23 октября, сообщив о том, что его похитили 19 октября, вывезли в Россию в микроавтобусе, после чего с путём физического и психологического давления заставили написать явку с повинной (10 листов рукописного текста), в которой был оговорен ряд оппозиционеров. Отказ от явки был письменно подтверждён, также Развозжаев обратился в СКР с заявлением о похищении и пытках. 23 октября 2012 года Развозжаеву было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 212 УК РФ. Сергею Удальцову по тем же статьям обвинение было предъявлено 26 октября, одновременно в отношении него была выбрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. 9 февраля 2013 года по ходатайству следователя судья Басманного районного суда Артур Карпов изменил меру пресечения в отношении Удальцова на домашний арест. Константин Лебедев был освобождён из СИЗО и помещён под домашний арест 13 февраля 2013 года. В начале апреля стало известно, что суд над признавшим свою вину и пошедшим на сделку со следствием Лебедевым назначен на 22 апреля 2013 года. 25 апреля 2013 года он был приговорён к 2 годам 6 месяцам колонии общего режима, но освобождён по УДО 6 мая 2014 года.
21 ноября 2012 года Леониду Развозжаеву было предъявлено обвинение по п.п. «а, в, г» ч. 2 ст. 162 УК РФ (в ред. Федерального закона от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ), в связи с тем, что он, якобы, участвовал 4 декабря 1997 года в разбойном нападении на предпринимателя в городе Ангарске Иркутской области, несмотря на то, что 4 декабря 2012 года истёк срок давности по данному делу. Наконец, 19 июня 2013 года Удальцову и Развозжаеву было предъявлено обвинение в окончательной редакции по ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 212 УК РФ, ч. 1 ст. 212 УК РФ. Помимо этого, Развозжаеву было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 322 УК РФ («Незаконное пересечение государственной границы»). 1 и 2 августа, соответственно, судьи Басманного районного суда Артур Крапов и Валентина Левашова продлили домашний арест Сергея Удальцова и срок содержания под стражей Леонида Развозжаева до 6 октября 2013 года. 26 декабря 2013 года Мосгорсуд принял решение о возвращении дела Удальцова-Развозжаева прокурору в связи с тем, что обвинительное заключение по делу было составлено с нарушениями требований УПК РФ; мера пресечения изменена не была. На повторном суде Л. Развозжаев и С. Удальцов 24 июля 2014 года приговорены к 4 годам 6 месяцам общего режима, Развозжаев также и к штрафу в размере 150 тысяч рублей. 7 апреля 2017 года Развозжаев, а 8 августа 2017 Удальцов, освободились по отбытии наказания.
Основания признания политзаключёнными: обвинение против Удальцова, Лебедева и Развозжаева строится на пропагандистской телепрограмме, в которой фигурировала запись низкого качества, неизвестного (если не считать истории с анонимным грузином, передавшим её сотрудникам НТВ) происхождения и с явными признаками монтажа. Гиви Таргомадзе, якобы вербовавший российских оппозиционеров, ранее становился фигурантом похожих скандалов на Украине и в Беларуси, наносивших ущерб местным оппозиционерам. Расшифровка диалогов из «Анатомии протеста-2» показывает, что приписываемые обвиняемым реплики не содержат признаков подготовки к совершению каких-либо преступных действий. Это, наряду с явной нелепостью плана якобы подготовленных Удальцовым и его сторонниками т.н. «массовых беспорядков», позволяет достаточно убедительно говорить о невиновности обвиняемых.
Убедительным доказательством неправомерного характера преследования оппозиционных активистов является ситуация, сложившаяся вокруг Леонида Развозжаева. Факт его похищения на территории соседнего государства, подтверждённый структурами ООН, нелегальная транспортировка в Россию, угрозы и давление со стороны неизвестных лиц с целью заставить Развозжаева дать признательные показания, абсурдная явка с повинной позволяют говорить о проведённой против активиста операции российских спецслужб. Участие Федеральной службы безопасности в расследовании уголовного дела против оппозиционеров косвенно подтверждается тем, что Константина Лебедева и Леонида Развозжаева содержат в СИЗО «Лефортово», в котором содержатся практически только фигуранты дел, расследуемых ФСБ.
Вероятно, что уголовное дело возбуждено с целью давления на одного из лидеров российской оппозиции Сергея Удальцова, компрометации оппозиционного движения, в особенности его левого крыла. Есть основания предполагать, что политический мотив преследования проявился, в частности, в стремлении СКР доказать иностранное финансирование якобы имевших место 6 мая 2012 года массовых беспорядков, о чём данное ведомство официально и неофициально заявляло с самого начала расследования. В частности, в сфабрикованной явке с повинной Развозжаева речь шла в т.ч. и об этом. С нашей точки зрения, дело «Анатомии протеста-2» относится к категории «Дела гражданских активистов».
Признание лица политзаключённым не означает ни согласия Союза солидарности с политзаключёнными со взглядами и высказываниями признаваемых политзаключёнными лиц, ни одобрения их высказываний или действий.
Адвокаты:
Константина Лебедева – Лавров Валерий Владимирович;
Леонида Развозжаева – Аграновский Дмитрий Владимирович, Денисов Александр Владимирович, Ставицкая Анна Эдвардовна, Фейгин Марк Захарович, Чанидзе Руслан Кемалович;
Сергея Удальцова – Волкова Виолетта Владимировна, Воловельский Юрий Львович, Савченко Виктория Валентиновна.
Текст диалогов из фильма НТВ «Анатомия протеста-2» без закадрового текста и перебивок:
Хроника уголовного дела «Анатомии протеста-2»:
Ссылки на интересные публикации в СМИ:
Ссылки на правозащитные и общественные заявления в поддержку политзаключенных:
Дата обновления справки: 08.08.2017 г.