За все это время следствие не прислало ей ни одной повестки на допрос и даже не пыталось выйти с ней на связь, отмечает Рыбаченко. При этом телефоны есть в открытом доступе. Зато были допрошены ее родители. "Пока я учусь за рубежом, у меня за спиной фабрикуется уголовное дело против меня, и следователи просто пользуются тем, что у меня нет возможности защищаться", — пишет активистка.
В сентябре Рыбаченко была объявлена в федеральный розыск. Между тем Рыбаченко в начале октября сообщила на своей странице в Facebook о том, что поступила в Таллинский технологический университет. "Поздравьте меня — я поступила в Tallinn University of Technology, спасибо Гарри Каспарову и Борису Немцову за рекомендации и другую помощь", — написала активистка.
13 июля стало известно, что Рыбаченко добивается политического убежища в Германии. До этого в квартире ее матери в Москве прошел обыск в рамках расследования беспорядков на Болотной площади. "Изъяли толстовку, в которой якобы я была на митинге 6 мая на Болотной. Переписали все контакты с телефонов. Записали номер, с которого последний раз я звонила маме", — написала в тот день активистка. "Сказали, что лучше сдаться и что все равно найдут", — добавила она.
Позднее Рыбаченко приняла решение вернуться в Россию. Как сообщила Рыбаченко Граням.Ру, возвращение она планировала на сентябрь. "Я решила не просить политического убежища и уже покинула еврозону. Планирую вернуться в Россию в сентябре, когда начнутся массовые акции протеста", — сказала активистка. По мнению Рыбаченко, осенью ситуация в стране может измениться кардинальным образом, и ей не потребуется убежище за рубежом. "Если в сентябре выйдет очень много людей, в чем я уверена, то у нас есть реальный шанс поменять власть в стране. И чем мне здесь сидеть оформлять бумажки, лучше вернуться в сентябре и принять участие в этом", — считает оппозиционерка.
"Когда в Москве вышло сто тысяч человек на митинг, отпустили Мохнаткина и стали менять законы о губернаторах и политических партиях. Власть боится массовых протестов, а не того, что мы все поедем просить убежища. Поэтому в сентябре мы выйдем и потребуем освобождения всех политзаключенных и закрытия всех уголовных дел. Нам нечего бояться, сентябрьские протесты могут повлиять на ситуацию в стране", — добавила она.
Сопредседатель Партии народной свобода Борис Немцов заявил "Независимой газете", что он против возвращения Анастасии Рыбаченко в Россию. "Я знаю, что она очень принципиальный человек, но для меня ее личная свобода важнее", — сказал он изданию. Он уверен, что заявления главы Следственного комитета Александра Бастрыкина направлены на "зачистку" оппозиции до начала нового политического сезона. "Поэтому людям продлевают аресты. Поэтому продолжаются обыски", — считает Немцов.
Сейчас в деле о Болотной 17 фигурантов, из которых 12 содержатся в СИЗО. 3 октября СКР завершил расследование дела в отношении Максима Лузянина, признавшего свою вину. Его дело выделено в отдельное производство и будет рассматриваться в особом порядке. Адвокаты других обвиняемых считают, что "доказывать невиновность остальных обвиняемых после первого, гарантированно обвинительного приговора будет невозможно".