ВС затребовал приговор Мосгорсуда от 2005 года в связи с тем, что в конце прошлого года Европейский суд по правам человека признал, что в отношении Пичугина были нарушены несколько положений Европейской конвенции о правах человека, в том числе статьи 6, которая гарантирует право на справедливое судебное разбирательство. В Страсбурге сочли наиболее существенным нарушением то, что суд над Пичугиным проходил в закрытом режиме: наличие в материалах дела оперативной информации, содержащей гостайну, "не может автоматически приводить к закрытию заседаний", отмечалось в вердикте ЕСПЧ.
Европейский суд увидел нарушение и в том, что защите Пичугина не позволили полноценно допросить главного свидетеля обвинения — Игоря Коровникова, осужденного за убийства и изнасилования. Его показаниями доказывалась виновность Пичугина. ЕСПЧ постановил исправить нарушения и взыскать с России в пользу Пичугина 9500 евро в качестве компенсации морального вреда и судебных издержек.
По словам адвоката Пичугина Ксении Костроминой, в решении ЕСПЧ указывалось, что исправить эти и другие нарушения возможно только в рамках нового судебного разбирательства. Решение Страсбургского суда вступило в силу в январе этого года, и защита подала ходатайство на имя председателя Верховного суда об отмене приговора в связи с выявленными нарушениями. Костромина считает, что первое дело ее подзащитного будет направлено на новое рассмотрение в Мосгорсуд со стадии предварительных слушаний. Адвокат надеется, что это приведет к изменениям и во втором деле. Жалоба, связанная с ним, сейчас находится на рассмотрении в ЕСПЧ.
Существенные нарушения той же статьи Европейской конвенции по правам человека ЕСПЧ нашел и при рассмотрении первого дела "ЮКОСа", в рамках которого Михаил Ходорковский и Платон Лебедев были приговорены за уклонение от уплаты налогов и мошенничество к девятилетним срокам. Среди них были и нарушения, связанные с несоблюдением властями адвокатской тайны, а также несправедливым получением и изучением доказательств в суде.