Основание признания политзаключенным: отсутствие в тексте произнесенных лозунгов состава преступления; имеются основания считать преследование следствием общественной деятельности; принадлежность к запрещенной и преследуемой в России НБП.
В марте 2007 года против Николаенко было возбуждено уголовное дело по материалам его выступления на митинге у здания ФСБ по статьям "призывы к свержению конституционного строя" (ст.280 ч.2 УК РФ) и "разжигание межнациональной и социальной розни" (ст.282 УК РФ). Сотрудники ФСБ предложили Николаенко прекратить политическую деятельность. Николаенко отказался.
10 мая 2007 года Николаенко был задержан и отвезен в ГУВД г. Белово. Один из сотрудников ППС Беленков пытал Александра, душил, а когда тот терял сознание, бил Николаенко рукоятью пистолета по голове. 11 мая Николаенко, ни в чем не обвинив, выпустили на свободу.
14 мая 2007 года Николаенко подал в прокуратуру заявление о пытках, которым его подвергали в ГУВД.
15 мая 2007 года Николаенко снова был задержан, на этот раз работниками прокуратуры, которые повезли его в психбольницу в Кемерово. Врачи признали его здоровым.
В июле 2007 года Николаенко был арестован и заключен в СИЗО города Новокузнецка. В СИЗО он держал длительную голодовку в знак протеста против уголовного преследования оппозиции. 17 августа его перевели в КПЗ при суде г. Белово. Первое заседание по делу состоялось 21 августа 2007 года. Всего было 20 слушаний.
В ходе судебных слушаний обвинения по 282 статье "разжигание розни" с Николаенко были сняты, а обвинения по статье 280 «призывы к свержению государственного строя» были переквалифицированы со второй на первую часть.
Поначалу слушания проходили в режиме строгой секретности — в зале, кроме участников процесса и усиленного наряда караульной службы (15-20 человек) никого не было. Позднее, после допроса свидетелей, режим ослабили: в зал пустили жену и дочь подсудимого. Дочь даже признали защитником Николаенко, согласно ст. 49 УПК РФ. Не дав, впрочем, возможности поговорить с ним конфиденциально. Приходили в зал суда и нацболы, а также члены НДПР, КПРФ. Что не добавило суду законности: в перерывах Александра били в караульном помещении за "неправильное поведение", подвешивали наручниками к потолку клетки (катали на "трамвайчике"). Судья Кеер не принимал от него ходатайств, отводов, лишил права на участие в прениях, лишил Последнего слова и прочее.
Николаенко получил чудовищный срок несмотря на то, что свидетели, выступившие 21 августа в суде дали показания в пользу обвиняемого. Свидетели – журналисты двух региональных телекомпаний – заявили, что не услышали в выступлении Александра Николаенко на митинге у городского управления ФСБ призывов к "неконституционному изменению государственного строя". В частности, журналистка Диана Синкина письменно показала: "По моему мнению, Николаенко действовал как Гражданин, защищая Конституцию и Республику".
Судебное кассационное слушание (дистанционное) проходило в том же режиме, что и суд Кеера. Жалоба Николаенко на нарушения законности этого судебного процесса не были рассмотрены председателем Кемеровского областного суда Вьюновым В. М.
Все суды высшей инстанции оставили приговор в силе.
Находясь в СИЗО, Николаенко был выдвинут одним из кандидатов в депутаты Государственной Думы от Кемеровской области по спискам коалиции "Другая Россия".
Николаенко — ранее судим по статьям 280 УК РФ, 282 ч.1 УК РФ. Разжигание социальной розни и призывы к свержению государственного строя в 2005 году суд усмотрел в одной из статей Николаенко «Самая конструктивная партия» в местной газете «Курс». Судья Кеер признал Николаенко, как и просила прокурор Фрикель, "виновным в совершении преступления предусмотренного ст.280 УК РФ" и постановил назначить ему наказание в виде 2 лет лишения свободы, с лишением права заниматься журналистской деятельностью сроком на 2 года. В силу ст. 73 УК РФ назначенное наказание заменили условным, с установленным испытательным сроком в 2 года, «в течение которых он должен доказать свое исправление».
6 июля 2005 состоялся повторный суд над Николаенко, который приговорил его к 6 месяцам заключения в колонии-поселении. После отбытия наказания Николаенко продолжил свою политическую деятельность, участвовал в многочисленных акций протеста, за что неоднократно привлекался к административной ответственности. Есть все основания предполагать, что преследования Николаенко связаны с прямым указанием от губернатора области Тулеева.
18 декабря 2009 года в городе Белово Кемеровской области на свободу после двух с половиной лет заключения. 16 июня 2010 года сотрудники Отдела "Э" отвезли в следственный отдел новокузнецкой прокуратуры (Кемеровская область) лидера кузбасских нацболов Александра Николаенко, где следователь по особо важным делам А.В. Левенец вручил ему постановление о возбуждении уголовного дела по статье 319 УК РФ за оскорбления Путина и Тулеева, при исполнении ими служебных обязанностей. Оскорблением следователь Мастяев А.В. посчитал листовку, которую Николаенко распространял на митинге 24 марта этого года в городе Белово. От услуг адвоката Николаенко отказался, как и от дачи показаний.
1 декабря 2010 года в городе Белово сотрудниками милиции был задержан активист "Другой России" Александр Николаенко. Беловские милиционеры отвезли Николаенко в Кемерово, в психиатрическую больницу по адресу: ул. Волгоградская, 41, для прохождения стационарной психиатрической экспертизы, по решению суда Центрального района г. Новокузнецка, в рамках уголовного дела.
Признание лица политзаключённым не означает ни согласия Союза солидарности с политзаключёнными со взглядами и высказываниями признаваемых политзаключёнными лиц, ни одобрения их высказываний или действий.
Ссылки по теме:
http://www.nazbol.ru/rubr1/3854.html — Надзорная жалоба политзаключенного Александра Николаенко;
http://www.politicfeed.ru/story/pismo-politzeka-alek — Письмо Александра Николаенко;
http://hroniki.info/?page=fases&id=42 — хроника преследования Александра Николаенко властями.