Макаров Алексей – бывший нацбол, один из обвиняемых по «Делу нацболов о самообороне возле Таганского суда», был приговорен к 2 годам колонии общего режима, вышел на свободу летом 2008 года. Подсудимый по «Болотному делу нацболов».
11 июля 2006 года во время первого дня проведения конференции «Другая Россия», Алексея Макарова и нацболку Боровскую Елену задержали в холле гостиницы «Ренессанс» сотрудники ФСБ и УБОП в штатском. Задержание проходило в жесткой форме с применением насилия. Немецкий фотокорреспондент заснял их задержание на камеру. Сотрудник ФСБ Андрей Асланов, принимавший участие в задержании, разбил об пол камеру немецкого журналиста.
На следующий день Макарову и Боровской предъявили обвинение по сфабрикованному «Таганскому делу» по статье 213 ч.2 УК РФ (хулиганство, группой лиц). Судом Макаров был оставлен под стражей. После 2ого суда о продлении меры пресечение адвокат Макарова Дмитрий Аграновский подал жалобу в Европейский суд по правам человека о незаконности столь длительного содержании под стражей. Жалоба была рассмотрена в приоритетном порядке. Европейский Суд констатировал, что Тверским и Таганским судами г. Москвы Макарову неправомерно, в нарушение ст.5 ч.3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, продлевался срок содержания под стражей, и в итоге присудили 5000 евро в качестве компенсации за моральный вред. Судья приговорил Макарова к 2 годам лишения свободы в колонии общего режима. Все 2 года он провел в Бутырской тюрьме и вышел на свободу 10 июля 2008 года.
В январе 2009 года Макаров был объявлен в розыск. В связи с этим Макаров уехал в Украину с целью получения защиты от преследований, которым он постоянно подвергался в России со стороны властей РФ за его политические убеждения. 6 марта 2009 года Макаров обратился в Миграционную службу г. Винница с просьбой предоставить ему статус беженца.9 марта 2009 года в Москве были арестованы нацболы Павел Жеребин, Алена Горячева, Михаил Пулин. Им предъявили обвинение по ст. 213 ч.2 УК РФ за драку, прошедшую в ноябре 2008 года.
Алексей Макаров и нацбол Андрей Никитин были объявлены в розыск как подозреваемые по этому делу. Пятеро нацболов обвинялись в драке с 40 участниками «файер-шоу» в центре Москвы. При этом нацболы были объявлены нападавшими, а 40 человек – потерпевшими. Макарову в ходе этой драки разбили голову. Пулин, Жеребин и Горячева были взяты под стражу. Дело не было закрыто и после «примирения сторон». Через полгода Жеребин, отец двухмесячного ребенка, был приговорен к 4 годам колонии общего режима, Пулин и Горячева – к 3,5 годам колонии общего режима. 22 июля 2009 года Алексею Макарову было отказано в предоставлении статуса беженца. Поводом для отказа было названо «отсутствие причин для предоставления статуса беженца», более подробные сведения были засекречены. Алексей Макаров подал иск в Винницкий суд зимой 2010 года.
После выборов президента Украины Алексей Макаров начал принимать участие в мирных митингах протеста и в оппозиционной Виктору Януковичу политической деятельности. За это он стал подвергаться репрессиям со стороны новой украинской власти. 25 марта 2010 года в 8 утра в квартиру, в которой находился Алексей Макаров, пришли сотрудники уголовного розыска. Они задержали Макарова, заявив, что срок, в течение которого тот должен был покинуть Украину, истек, и что его немедленно поместят в спецприемник для нелегальных эмигрантов и будут депортировать. Между тем, к этому моменту Макаров уже обжаловал решение суда о незаконном нахождении на территории Украины. На вопрос Алексея, будут ли они его вновь обыскивать и бить, они ответили: «Мы не бьем, мы убиваем». Также сотрудники уголовного розыска обратились в Россию с просьбой прислать запрос на экстрадицию Алексея Макарова. Лишь благодаря помощи адвоката, Макаров был отпущен из отделения милиции через вечером того же дня. Никаких обвинений ему не было предъявлено.
17 апреля 2010 года Алексей Макаров был задержан в Одессе, куда он отправился, чтобы принять участие в законном митинге памяти Максима Чайки. Оказалось, что днем ранее неизвестные облили зеленкой (которая впоследствии была смыта обычными моющими средствами) офис пророссийского телеканала АТВ. Макарова обвинили в административной статье «неповиновение сотрудникам милиции» при задержании. Его продержали двое суток в ОВД, где били и подвергали пыткам. Суд оправдал Макарова и выпустил на свободу, однако возле суда он вновь был задержан без объяснения причин. В Шевченковском отделении милиции города Одесса его избивали и требовали признаться, что он облил зеленкой здание АТВ. Никаких официальных обвинений ему не предъявляли.
21 апреля судья, рассматривающий вопрос о мере пресечения Макарова, согласился перенести слушание на 26 апреля, чтобы дать возможность защите найти поручителей. На суд 26-го апреля были представлены поручительства депутата Киевского Шевченковского района С. Лагоды и представителя общественной организации А. Николаенко. Председатель суда, который рассматривал дело Макарова, отказался отпускать его на поруки, мотивировав это тем, что не верит в достоверность данных поручительств, однако никаких действий для проверки их достоверности не предпринял. Судья принял решение оставить Макарова в СИЗО на 2 месяца.
14 июня Приморский суд г. Одессы отказался отпустить Макарова на поруки или избрать иную меру пресечения, не связанную с лишением свободы, и принял решение продлить срок содержания Алексея под стражей на месяц, до 19 июля 2010 года, как того и просило обвинение. 22 июня 2010 года Приморский суд Одессы приговорил его к лишению свободы на 1 год, 2 месяца и 14 дней. 30 июня 2011 года Макаров освободился из мест лишения свободы, после чего был арестован с целью выдаче Российской Федерации. В защиту Алексея выступили российские и украинские правозащитники, ему было предоставлено политическое убежище в Швеции.
Признание лица политзаключённым не означает ни согласия Союза солидарности с политзаключёнными со взглядами и высказываниями признаваемых политзаключёнными лиц, ни одобрения их высказываний или действий.
Дата обновления справки: 12.08.2011