Зеленина Ольга Николаевна родилась 14 января 1957 года в город Янгиюль Ташкентской области Узбекской ССР, проживает в Пензенской области, заведующая химико-аналитической лаборатории Пензенского НИИ сельского хозяйства, кандидат сельскохозяйственных наук, участвует в работе Общественной Палаты РФ. Обвинялась в совершении преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 210 («Участие в преступном сообществе в форме пособничества») и ч. 1 ст. 286 («Превышение должностных полномочий») УК РФ в связи с выдачей заключения по делу об импорте пищевого мака. Находилась под подпиской о невыезде с сентября 2012 года, более месяца провела в СИЗО, оправдана присяжными 20 декабря 2018 года.
Информация о деле эксперта-химика Ольги Зелениной является заведомо неполной в связи с тем, что с адвокатов взята подписка о неразглашении. 12 октября 2010 года Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) было заведено уголовное дело № 112317 по ч. 2 ст. 188 УК РФ («Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества») в связи с тем, что крупная партия пищевого мака, ввезённая в Россию через Брянскую таможню, якобы имела намеренно внесённую примесь маковой соломы, содержащей морфин, кодеин, тебаин с тем, чтобы наркоманы могли использовать такой мак для производства наркотиков в кустарных условиях. В 2011 году Ольга Зеленина дала заключение от Пензенского НИИ сельского хозяйства (по просьбе предпринимателя Сергея Шилова, проходившего по делу о якобы контрабанде наркотиков) о том, что ввезённая через Брянскую таможню партия в 42 тонны пищевого мака не содержала намеренно внесённые наркотические примеси и что механически очистить семена от этого вида загрязнений нельзя. 10 августа 2012 года неоднократно приостанавливавшееся и потом вновь возобновляемое следствие по делу было передано от УФСКН России по Брянской области в Следственную часть Следственной службы УФСКН России по городу Москве. Вероятно, московские следователи пришли к выводу, что экспертное заключение Зелениной было направлено на то, чтобы развалить заключение других экспертов ФСКН в связи с тем, что оно противоречило их выводам.
Утром 15 августа 2012 года Ольга Зеленина была задержана в своей квартире в Пензенской области прибывшими из Москвы сотрудниками ФСКН и увезена в столицу, где стало известно, что она стала одним из фигурантов уголовного дела о якобы произведённой в 2010 году контрабанде наркотиков под видом мака. В постановлении о продлении содержания Зелениной под стражей на 72 часа от 17 августа 2012 года она была объявлена подозреваемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30, ч. 4. ст. 188 УК РФ («Пособничество в покушении на контрабанду наркотических средств, совершённом организованной группой») в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 377-ФЗ. При этом необходимо отметить, что ст. 188 УК РФ («Контрабанда») утратила силу в связи с декриминализацией товарной контрабанды 7 декабря 2011 года, тогда как контрабанда наркотических веществ в настоящее время составляет состав ст. 229.1 УК РФ. 20 августа судья Зюзинского районного суда города Москвы Елена Петрова санкционировала арест Ольги Зелениной до 15 октября 2012 года. 24 августа 2012 года Ольге Зелениной было предъявлено обвинение по ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30, ч. 4. ст. 188 УК РФ, а также по ч. 3 ст. 228.1 УК РФ («Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, совершённое организованной группой»).
Мера пресечения в виде ареста отменена Мосгорсудом 24 сентября 2012 года, в ходе нового разбирательства по мере пресечения в Зюзинском районном суде 25 сентября было принято решение освободить Ольгу Зеленину из под стражи без выбора ей новой меры пресечения. Однако преследование Зелениной продолжилось, ей было предъявлено новое обвинение по ч. 1 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий») по тому же эпизоду с маком и выбрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. 27 декабря Управления ФСКН по Воронежской области в отношении Ольги Зелениной было возбуждено ещё одно уголовное дело о превышении ею должностных полномочий, которое выразилось в подготовке заключения специалиста-биолога на запрос адвоката. 24 ноября 2013 года стало известно о предъявлении Зелениной обвинения в окончательной редакции по ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 210 («Участие в преступном сообществе в форме пособничества») и ч. 1 ст. 286 («Превышение должностных полномочий») УК РФ.
Ольга Зеленина была оправдана присяжными 20 декабря 2018 года в Брянском областном суде.
Основания признания лицом, преследуемым по политическим мотивам: Ольга Зеленина преследуется в связи со своей законной профессиональной деятельностью, фактически — за выдачу заключения специалиста, опровергавшего выводы следователей ФСКН. Сама квалификация действий Зелениной по подготовке письма, содержащего мнение специалиста, в качестве «пособничества» в совершении инкриминируемых действий предпринимателем Шиловым сомнительна. Такое толкование уголовного закона представляется явно расширительным в связи с наличием в Уголовном Кодексе Российской Федерации ст. 307 УК РФ («Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод»), санкция которой в ч. 1 (в случае, если заведомо ложное заключение или показание эксперта не было соединено с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления) в принципе не предполагает лишение свободы.
При этом в пользу достоверности изложенных Зелениной выводов об отсутствии в пищевом маке специально добавленной туда, а не являющейся технологической примесью, маковой соломы, говорит мнение ряда согласных с ней специалистов. В частности, член рабочей группы Общественной палаты РФ по совершенствованию антинаркотической политики и реформе системы наркологической помощи Ю.М. Воронков, критиковал заключения экспертов ФСКН в связи с тем, что они противоречат методическим рекомендациям по исследованию семян мака, ст. 8 («Объективность, всесторонность и полнота исследований») Федерального закона о государственной судебно-экспертной деятельности в РФ от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ и ст. 204 УПК РФ («Заключение эксперта»).
Политический мотив в деле Зелениной выражен в вероятном желании ФСКН повлиять на действия экспертов и специалистов, препятствующих этой структуре в проведении скандально известной кампании против поставщиков и продавцов кондитерского мака. Данная кампания (как и много лет ведущееся преследование ветеринаров, использующих кетамин при обезболивании домашних животных во время проведения хирургических операций) не имеет отношения к борьбе с распространением наркотиков и служит исключительно узковедомственным целям ФСКН.
Признание лица политзаключённым не означает ни согласия Союза солидарности с политзаключёнными со взглядами и высказываниями признаваемых политзаключёнными лиц, ни одобрения их высказываний или действий.
Зеленина не признаёт вину, считая себя полностью невиновной, а свои научные выводы — обоснованными.
Ольга Зеленина страдает рядом серьёзных заболеваний: ишемическая болезнь сердца, стенокардия, атеросклеротический кардиосклероз, артериальная гипертензия II степени, хронический пиелонефрит. В процессе следствия и суда ей 6 раз вызывали скорую, 2 раза увозили в больницу со стенокардией.
Узнать о возможности помочь Ольге Зелениной можно по телефону:
8(927)384-20-99 — Игорь Зеленин, муж,
Ссылки на интересные публикации в СМИ:
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/08/120817_zelenina_case.shtml
http://www.novayagazeta.ru/news/59021.html
http://www.mk.ru/incident/article/2012/08/15/737267-fskn-zaderzhala-izvestnogo-eksperta-olgu-zeleninu.html
https://www.politzeky.ru/mneniya-i-otsenki/publitsistika-i-analitika/54991.html
http://www.kommersant.ru/doc/2004789/print
http://www.gazeta.ru/social/2012/08/21/4732949.shtml
http://www.novayagazeta.ru/inquests/54086.html
http://grani.ru/Politics/Russia/m.221493.html
Дата обновления справки: 20.12.2018 г.