В последние два года, пишут авторы, интернет из субъекта гражданской активности стал объектом государственной политики. В 2012 году мониторинг «Агоры» зафиксировал 49 различных предложений по регулированию интернета и усилению контроля за пользователями (в 2011 году – всего пять). Один из наиболее обсуждаемых – закон о «черных списках» сайтов. Растет число случаев, когда власти ограничивают свободу интернета – привлекают пользователей к уголовной ответственности, блокируют сайты, применяют административное давление. Преследованиям подвергаются как известные блогеры вроде Алексея Навального или Рустема Адагамова, так и обычные пользователи. Впервые массовым явлением стало бегство интернет-активистов за границу. Владельцы сайтов тоже начали активно выбирать иностранные юрисдикции – стремительно растет спрос на аренду серверов за рубежом.
Большинство пользователей интернета нарушают законы по незнанию, которое, как известно, не освобождает от ответственности. В российской правовой практике любые сообщения, размещенные в интернете, по умолчанию считаются публичными: даже за публикацию в частных рассылках либо закрытых группах социальных сетей вас могут привлечь к ответственности. Какие же законы позволяют правоохранителям это делать
1. Отделяйте факты от мнений
Уголовный кодекс (статья 128.1) дает такое определение: «Клевета – это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию». Что важно, и факт распространения сведений ответчиком, и их порочащий характер обязан доказывать истец. Ответчику придется в свою очередь доказывать истинность распространенных им фактов.
Несколько лет назад Владимир Жириновский обидел жителей целого региона: «Урал! Урал! Урал! Там большие залежи под землей. Это кладовая страны. Там огромное магнитное поле, там вообще тупое население. Там дебилы живут. Вот, от Перми до Екатеринбурга это кошмар, все население дебильное. Я сорок лет езжу по стране. Более тупого населения, чем на Урале, нет». Один из жителей Перми обратился в суд, оскорбившись, однако суд решил, что высказывания Жириновского лично Реутова А.С. не касаются, так как его фамилия не упоминается, следовательно, они не могут порочить его честь и достоинство. С другой стороны, ставшая крылатой фраза Алексея Навального о «партии жуликов и воров» стоила политику 30 тысяч рублей, которые решением Люблинского районного суда Москвы были взысканы с него в пользу одного из членов «Единой России».
Как быть с фактом распространения? Надлежащим доказательством может служить протокол осмотра сайта нотариусом или заверенная администрацией ресурса копия публикации, но никак не обычная распечатка. В Самаре активистка опубликовала в блоге критический пост о местной полиции. УВД Самары и Самарской области подали на нее в суд. В качестве доказательства они предъявили распечатку скриншота. В суде неизбежно встал вопрос о его подлинности. Кузьмина с чистой совестью заявила: «Я не могу подтвердить подлинность представленной копии. Могу сказать, что действительно писала в своем блоге мысли о задержаниях на самарском митинге в декабре 2011 года. Я вообще активный блогер и довольно много пишу на злободневные темы. С момента публикации прошло уже больше полугода, и я не могу дословно помнить всех своих постов в "Живом журнале"». Суд полностью отказал в удовлетворении иска.
С подачи ЕСПЧ в российской судебной практике уже вполне укоренилось понимание разницы между фактами и мнениями. После избиения журналиста Олега Кашина в 2010 году галерист Марат Гельман написал в Twitter: «Скажу свою версию – это Вася Якеменко заказчик». Политолог Александр Морозов и сам Кашин тоже написали, что эта версия им кажется вероятной. В итоге все трое получили иски о защите чести и достоинства от основателя движения «Наши» Василия Якеменко. Суды оценили высказывания Кашина и Морозова как выражение их частных мнений, а слова Гельмана как утверждение о факте, в итоге ему одному пришлось платить компенсацию.
2. Не переходите на личности
Одним из самых неопределенных понятий в российском праве является оскорбление. Оскорбление простого смертного является в настоящее время административным правонарушением, представителя власти – уголовным. КоАП устанавливает штраф за публичное оскорбление в сумме от 3 до 5 тысяч рублей для граждан, от 30 до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 до 500 тысяч рублей для юридических лиц. То есть если вы оскорбите кого-то на своей стене «ВКонтакте», то размер штрафа не превысит 5 тысяч рублей.
Что же такое оскорбление? КоАП определяет его как унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. То есть термин содержит сразу два оценочных понятия: «унижение чести и достоинства» и «неприличная форма». Под унижением чести и достоинства человека понимается негативная оценка его личности – именно личности, а не группы, сословия или класса.
Пермский краевой суд рассматривал курьезный случай об оскорблении одного частного лица другим и пришел к выводу, что «при тех обстоятельствах, при которых было произнесено неприличное слово, относящееся к русскому мату, оно было употреблено в роли междометия для усиления негативного смысла высказанного, то есть фразы, выражающей возмущение, презрение, раздражение и другие негативные эмоции, как спонтанная реакция на поведение ответчика. Негативная форма высказывания имеется, однако не содержит намерений оскорбить, поэтому оскорбительного смысла не содержит…». Речь, для справки, шла о фразе «Я тебе, .…, башку оторву!».
3. Прежде чем нажать кнопку «поделиться»
- Проверьте ваши источники. Любые распространяемые сведения должны быть проверены. Учитывайте возможность провокации и дезинформации.
- Заранее позаботьтесь о доказательствах ваших утверждений и обоснованиях оценок. Помните, что не всегда обязательно иметь железные доказательства, иногда достаточно обоснованных подозрений.
- Сохраняйте материалы, на которых основаны публикации: копии документов, распечатки с сайтов, скриншоты, расписки, видео- и аудиозаписи, контактные данные свидетелей. Имейте в виду, что срок исковой давности по таким делам не ограничен.
- Четко разделяйте фактические утверждения и выражение мнения. Высказывая в публикации предположение, вы облегчите жизнь судебному эксперту. По возможности используйте речевые маркеры «по мнению эксперта такого-то», «версия», «можно предположить» и т.п.
- Следите за тоном. Ваши слова могут быть резкими, но они не должны иметь неприличную форму и оскорблять.
4. Если иска избежать не удалось
- Не занимайтесь самозащитой. Оперативно обратитесь за юридической помощью, так как чем раньше вы это сделаете, тем больше у вас и вашего юриста будет времени на подготовку к процессу, сбор доказательств и поиск свидетелей.
- Внимательно изучите иск. Именно истец должен доказать, что оспариваемые сведения относятся к нему и порочат его честь, достоинство и деловую репутацию, а также предоставить доказательства распространения вами негативных сведений. Доказательства должны быть надлежащими: заверенные копии, оригиналы документов, осмотр интернет-сайта в судебном заседании и т.п.
- Определите круг свидетелей вашей правоты. Свидетелей должно быть немного, однако каждый из них должен четко и по существу поддержать вашу позицию.
- Проведите внесудебное лингвистическое или психолого-лингвистическое исследование. Даже если суд отвергнет его, вы получите лишний аргумент при обжаловании. Помните, что приобщить к материалам дела новое доказательство на стадии апелляции будет значительно труднее.
5. Следите за списком экстремистских материалов
Еще несколько лет назад главными пострадавшими по «экстремистским» статьям 280 и 282 УК РФ были «социальные группы». Кого только в них не записывали: и представителей власти, и сотрудников милиции, и скинхедов, и военнослужащих. В настоящее время чаще всего ограничения в этой сфере касаются праворадикальных материалов и публикаций и критики РПЦ.
Кроме привлечения к ответственности и блокирования сайта можно получить еще и предупреждение прокуратуры о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. Это довольно любопытная мера. Суть ее в том, что прокуратура говорит вам: «У нас пока на вас ничего серьезного нет, но мы вас предупредили». Само по себе предостережение не является наказанием, но оно может сыграть свою роль при постановке на профилактический учет или решении вопроса о привлечении к ответственности, использоваться как характеризующий материал и т.п. Как говорил один из героев Игоря Губермана: «Дело на вас мы завели, но до поры не возбуждаем».
Следите за обновлением Федерального списка экстремистских материалов. Он обновляется нерегулярно и большими блоками. Публикация материалов, включенных в список, с большой долей вероятности, повлечет за собой предостережение прокуратуры, а возможно, и привлечение к административной или уголовной ответственности.
6. Попали в «черный список»? Можете попробовать ЕСПЧ
Перечень запретного в Рунете довольно обширен. По состоянию на середину сентября 2013 года единый реестр запрещенных сайтов содержит 451 IP-адрес, что на практике означает блокировку примерно 35 тысяч сайтов, к которым никто не предъявлял никаких претензий. Если ваш сайт постигла эта участь, можно ждать, пока IP-адрес из «черного списка» исключат, но это произойдет не раньше, чем администратор удалит или отредактирует вызвавшую претензии информацию. Можно сменить IP-адрес, а можно обжаловать незаконные действия Роскомнадзора.
Россия не первопроходец в деле блокирования интернета. В 2012 году решение по такому делу ЕСПЧ впервые вынес в отношении Турции. В 2009 году при расследовании уголовного дела об оскорблении памяти Ататюрка турецкий суд постановил заблокировать некий сайт. Поскольку турецкий аналог Роскомнадзора тоже не умеет блокировать отдельные страницы, был заблокирован доступ к целому IP-адресу, в результате чего оказался недоступен сайт ученого Ахмета Йилдирима, на котором он публиковал свои научные работы. Требуя восстановления прав, он дошел до ЕСПЧ, а тот решил, что «общее блокирование сделало недоступным обширные массивы информации, тем самым в существенной степени ограничив права пользователей интернета и оказав значительное побочное воздействие».
7. Осторожнее с торрентами
Формулировки антипиратских законов настолько расплывчаты, что теоретически под них могут подпасть владельцы любых сайтов, где найдется хотя бы одна ссылка на страницу, с которой можно скачать что-то ценное. В результате можно нарваться на досудебное блокирование сайта на срок до 15 дней и иск от правообладателя.
Использование p2p-сетей пока практически ненаказуемо. Правообладатели предпочитают ограничивать доступ к торрент-трекерам, давить на администраторов сайтов, а до рядовых пользователей руки пока не доходят, но это не означает, что однажды не будет объявлен «месячник по борьбе с пиратством» и власти не инициируют несколько показательных процессов, как это было в США несколько лет назад.
8. Покупайте лицензионное ПО (особенно если вы руководитель)
Возбуждение уголовных дел о контрафакте стало способом борьбы с неугодными активистами, когда ничего другого преступного в их действиях найти не могут. Правообладатели могут потребовать, во-первых, компенсации; во-вторых, возмещения убытков; в-третьих, контрафактные материалы «по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя»; в-четвертых, юридическое лицо, неоднократно допускающее использование контрафакта, может быть ликвидировано.
При решении вопроса о возбуждении дела и подсчете стоимости контрафакта будет суммироваться вся его стоимость на всех компьютерах и гаджетах, используемых одним лицом. Особо внимательными нужно быть руководителям организаций. Правоохранительные органы всегда идут по самому простому пути доказывания: за весь контрафакт в офисе отвечает руководитель. Чтобы минимизировать риски, приобретайте ПО и компьютеры только у официальных торговых представителей (скачивайте с официальных сайтов), а документы, подтверждающие их легальность, храните на бумажных носителях. Если вы руководитель, создайте и ведите учет (инвентаризацию) приобретенных компьютеров и ПО, а также определите порядок использования сотрудниками компьютеров на рабочем месте, в том числе личных.
9. Шифруйтесь!
«Нам нечего скрывать!» – лозунг позавчерашнего дня. Гражданские активисты несут ответственность за благополучие тех, кому помогают и с кем работают. Кроме того, защищать определенную информацию, например персональные данные, требует закон. Определите, с какой информацией работаете вы и/или ваша организация. Попробуйте ее классифицировать. Выделите данные, которые имеет смысл защитить в первую очередь. Вспомните, где именно хранится самая важная информация. Как часто она обновляется? Где находятся резервные копии? Кто имеет к ним доступ
Бывает, что службы безопасности в аэропорту просят «посмотреть» ваши носители. Перед поездкой выполните процедуру надежного удаления данных с флешки и не записывайте на флешку важную рабочую информацию, без которой вы можете обойтись в поездке. Самую важную информацию спрячьте в зашифрованном контейнере и не забудьте сделать резервную копию всех материалов, которые есть на флешке.
Программа Truecrypt защищает данные с помощью алгоритмов стойкой криптографии (шифрования). Truecrypt создает виртуальный контейнер («том»): физически он выглядит как обычный файл на диске компьютера или USB-флешке, но стоит открыть его в Truecrypt, и файл раскрывается в виртуальный диск. При записи файла на том Truecrypt данные автоматически шифруются. Для пущей безопасности файл можно переименовать и скрыть во множестве других файлов. Даже если злоумышленник заполучит носитель, то он не сможет определить, какой из файлов является томом Truecrypt.
В целом ряде стран законы принуждают граждан раскрывать любые данные по требованию правоохранительных органов. Отказ может повлечь уголовное преследование. Однако Truecrypt умеет создавать в контейнере нечто вроде двойного дна. В секретном отделении можно спрятать действительно важную информацию, а в обычном – какие-нибудь другие (камуфлирующие) данные. У злоумышленника нет технических средств доказать существование секретного отделения.
Убедитесь, что при использовании веб-почты включен протокол SSL. Шифровать электронную почту можно и другими способами. Так называемое шифрование с открытым ключом позволяет двум людям, находящимся в разных городах (и даже разных странах) обмениваться защищенными посланиями без предварительной передачи друг другу пароля. Все, что им нужно, – специальная программа и простые манипуляции на первом шаге. Примером такой программы является разработка немецких программистов-энтузиастов под названием gpg4usb.
Наиболее известным и доступным средством обхода интернет-фильтров и обеспечения анонимности являются прокси-серверы. В свою очередь простейшими прокси-серверами стали сайты-посредники – веб-прокси. Вы заходите на сайт такой «анонимайзер», находите поле для ввода адреса и набираете адрес интересующего вас ресурса. Прокси доставляет вам содержимое нужного сайта, при этом фильтр не срабатывает, так как вы обращаетесь к посреднику, а он расположен в другой стране, где фильтрации нет.
10. Не храните лишнюю информацию
Многие пользователи без колебаний доверяют браузеру хранить пароли для разных сайтов. Это удобно. Однако трудно придумать что-либо более рискованное. Получив доступ к вашему компьютеру, злоумышленник легко станет обладателем ваших паролей. Если опция сохранения паролей включена по умолчанию, отключите ее. Никогда не соглашайтесь на предложение браузера сохранить пароль. Найдите в вашем браузере функцию удаления истории и воспользуйтесь ею. Если вы пользуетесь Skype, найдите в настройках нужный пункт и отключите сохранение истории для текстового чата.
Иной раз не хочется везти с собой ценную информацию даже в зашифрованном виде. В подобных случаях необходимые данные можно временно положить в облако. Само по себе облачное хранилище далеко не всегда обеспечивает серьезную защиту, поэтому есть смысл комбинировать онлайновое хранилище с одним из способов защиты файлов, например Truecrypt или GnuPG (gpg4usb).
Вера Кичанова
Источник: 07.02.2014, «Slon»