Оппозиционные активисты из Перми Александр Шабарчин, Данила Васильев и Александр Эткин являются фигурантами дела о «кукле Путина», им вменяется ч. 2 ст. 213 УК РФ («Хулиганство, совершённое группой лиц по предварительному сговору»). Александр Шабарчин осуждён к 2 годам колонии общего режима, Данила Васильев — к 1 году условно, Александр Эткин оправдан. Александр Шабарчин находится под стражей с 18 августа 2020 года.
Мы считаем, что применение «мотива политической вражды», как квалифицирующего признака ч.2 ст. 213 УК РФ, представляется нам неправомочным в отношении критики политического курса власти. Мы также не усматриваем «грубого нарушения общественного порядка» в проведении сатирической художественной акции, не несущей никакой реальной угрозы общественной безопасности. Несмотря на обильное цитирование в приговоре показаний свидетелей и текстов экспертиз , в них, по сути, не содержится никаких указаний ни на грубость нарушения общественного порядка, ни на мотив политической вражды. Соответственно, мы не находим состава преступления в действиях подсудимых. В ещё большей степени, чем в деле Pussy Riot (осуждённых по той же статье) в данном деле мы усматриваем нарушение права на выражение мнения (в частности, выраженного в художественной акции). Неопределённость и широкое толкование понятий «политической и др. вражды», «грубого нарушения общественного порядка» и самого «общественного порядка» делает ст. 213 УК РФ «резиновой» и часто применяемой в тех случаях политического преследования, когда не находится признаков иных уголовных преступлений (например, из категорий «экстремистских» или «террористических» статей УК).
Как минимум 12 из 20 свидетелей по делу признали в суде (в протоколах их допросов на следствии это не было отражено), что являются или являлись на момент акции членами движения МГЕР («Молодая гвардия Единой России»). Ещё двое свидетелей-пенсионеров отнесли себя к организации «Народное освободительное движение», поддерживающей деятельность президента Путина. В протоколах показаний подобных свидетелей обнаруживаются дословно практически все квалифицирующие признаки ч. 2 ст. 213 УК РФ, которые затем суд привёл в качестве обоснования виновности (подсудимые, по их словам, «противопоставляли себя обществу, проявляли ненависть, выражали неуважение к Президенту и народу, нанесли им оскорбление, как людям, поддерживающим Путина, действовали сообща»)
Мы полагаем, что само по себе обоснование мотива или квалификации действий обвиняемых на основании субъективного восприятия этих действий другими лицами, тем более, явно политически ангажированными, противоречит базовым принципам права, в частности, принципу правовой определённости.
Среди экспертов ПГНИУ, на мнение которых в основном опирался суд, один (Чудинов) состоит в Общественном совете при СК РФ по Пермском у краю, муж другой (Зариповой) является сотрудником ГУ МВД по Пермскому краю. Принадлежность к госаппарату или институтам правящей партии, на наш взгляд, свидетельствует о личной политической заинтересованности большинства свидетелей и специалистов, на показаниях и выводах которых строится приговор.
Суд пренебрёг заключениями «не подходящих» под обвинение экспертиз, взяв за основу лишь одну, в которой следствию удалось, наконец, получить от экспертов желаемый результат.
В преследовании государством критически настроенных граждан усматривается мотив политической заинтересованности, позволяющий полагать, что уголовное дело было заведено с целью упрочения либо удержания власти субъектами властных полномочий в нарушение прав на справедливое судебное разбирательство, свободу мысли, выражения мнения, собраний и объединений, а также иных прав и свобод, гарантированных Международным пактом о гражданских и политических правах или Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод при отсутствии состава преступления. Принимая во внимание всё вышесказанное, ССП, согласно международному Руководству по определению понятия «политический заключённый» признает Александра Шабарчина политическим заключённым, а Данилу Васильева — преследуемым по политическим мотивам и требует немедленного освобождения из-под стражи Шабарчина и отмены приговора.
Адрес для писем:
614000, г. Пермь, ул. Клименко, д. 24, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю, Шабарчину Александру Александровичу 1998 г. р. Письмо также можно отправить с помощью интернет-сервиса «ФСИН-Письмо» (http://fsin-pismo.ru/client/app/letter/create).
Перевод средств на передачи Шабарчину – на карту 4274 3200 4811 4709, Данила Павлович В. (Васильев). Сбор средств объявлен в Телеграм-канале «Дело куклы Путина».
Сделать пожертвование можно на счета Союза солидарности с политзаключёнными, открытые для помощи всем политзаключённым:
- Яндекс-кошелёк 410011205892134: https://politzeky.ru/soyuz-solidarnosti/fond-pomoschi-politzaklyuchennym/49188.html
- карту «Сбербанка России» № 5469 3800 7023 2177
- PayPal: helppoliticalprisoners@gmail.com
Подробнее о деле и позиции ССП читайте в справке на нашем сайте (https://www.politzeky.ru/dela-grazhdanskih-aktivistov/10254/delo-o-kukle-putina).