Следственный комитет РФ по Санкт-Петербургу не нашел признаков преступления в действиях Олега Воротникова, обвинявшегося в переворачивании милицейских машин во время акции “Дворцовый переворот” в сентябре 2010 года и повреждении автомобиля ГУВД 31 марта 2011 года на акции в защиту 31 статьи Конституции.
Об этом сегодня в Межрегиональную правозащитную Ассоциацию “АГОРА” сообщила активистка “Войны” Дженни Курпен, предоставившая соответствующий документ, который подписал следователь следственного отдела по Центральному району Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу Вадим Рудь.
Следствие пришло к выводу, что Воротникова нельзя привлечь к уголовной ответственности за хулиганство по мотивам ненависти и вражды в отношении какой-либо социальной группы (пункт “б” части 1 статьи 213 Уголовного Кодекса России), поскольку “в настоящее время не существует единого мнения по поводу того, относятся ли сотрудники милиции к категории отдельной социальной группы”, передает корреспондент Открытого информагентства. Также следствие отказалось привлекать Воротникова и еще одного активиста “Войны” Леонида Николаева за умышленное уничтожение или повреждение имущества (часть 1 статьи 167 УК РФ), “так как имущественный ущерб, причиненный действиями последних, не является значительным для ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области как юридическому лицу”. Интересы Олега Воротникова представляют адвокаты Анастасия Екимовская и Игорь Рябчиков. Интересы Леонида Николаева по инициативе Ассоциации АГОРА – адвокат Дмитрий Динзе.
— На самом деле я опасался, что следствие будет преследовать Николаева и Воротникова по ст.167 УК РФ, но они решили поступить в соответствии с законом и не педалировать данный состав преступления, что по усмотрению защиты является правильным с точки зрения буквального толкования закона, — отмечает адвокат Дмитрий Динзе. – Соответственно, после принятия указанного решения Николаев может воспользоваться своим правом на реабилитацию в связи с его незаконным уголовным преследованием, незаконным заключением под стражу и содержанием под стражей. В отношении Воротникова до сих пор остается уголовное дело за якобы применение насилия в отношении представителя власти и оскорбление представителя власти ст.ст.318, 319 УК РФ. Оно было возбуждено после событий 31 марта. По этому делу ему избрана мера пресечения — содержание под стражей. Считаю, что у Воротникова в настоящее время хорошие шансы остаться на свободе после прекращения указанных уголовных дел.
Следователь Рудь постановил отменить избранную Николаеву меру пресечения в виде залога и вернуть активисту внесенные 300 тысяч рублей, а также изъятые ранее как вещественные доказательства многочисленные жесткие диски, винчестеры, флэшки, mp3-плееры, ноутбуки.
В постановлении о прекращении уголовного преследования следователь Вадим Рудь опирается на заключение социологической судебной экспертизы, проведенной доктором социологических наук Валерием Зарубиным и кандидатом социологических наук Натальей Немировой с кафедры прикладной социологии и социологической лаборатории Российского госпедуниверситета имени Герцена, которые не признали милиционеров социальной группой. Кроме того, следователь Рудь ссылается на постановление Пленума Верховного суда РФ и приводит мнение судьи Верховного суда Владимира Давыдова о том, что “в законе нет ясного определения социальной группы … нельзя выделять в отдельную социальную группу сотрудников милиции и чиновников”. И в завершение своей аргументации Рудь ссылается на вступивший в законную силу приговор по другому делу – Кировского районного суда Екатеринбурга, в котором прокурор требовал признать экстремистскими некие информационные материалы. Рудь отмечает, что эксперты Уральского регионального центра судебной экспертизы Минюста России опровергли вывод о том, что “материалы могут возбудить социальную ненависть к представителям органов власти – профессиональной группе милиционеров”. В том деле подчеркивалось, что “органы государственной власти являются субъектами общественных отношений, которые за исключением наличия у них властных полномочий не обладают какими-либо специфическими признаками, в особенности относимыми к той или иной социальной группе”.
Напомним, в связи с делом об акции “Дворцовый переворот” эксперты Российского Государственного Педагогического Университета имени Герцена пришли к однозначному выводу, что сотрудники милиции не являются социальной группой.
— Милиция в целом не является социальной группой. Сотрудники милиции не являются социальной группой ни большой, ни реальной, ни номинальной. Сотрудники милиции, в отношении которых были совершены противоправные действия, указанные в материалах уголовного дела, не являлись на момент совершения преступления малой социальной группой, — заключили эксперты Валерий Зарубин и Наталья Немирова.
Активисты арт-группы “Война” Олег Воротников и Леонид Николаев в связи с акцией “Дворцовый переворот” обвинялися в хулиганстве по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. До освобождения под залог активисты арт-группы содержались в СИЗО “Кресты”. 22 февраля председатель Дзержинского суда Валерий Тарасов постановил выпустить Леонида Николаева под залог в 300 тысяч рублей. 21 февраля Тарасов назначил 300 тысяч рублей залога за освобождение Олега Воротникова.
Ознакомиться с постановлением следователя Вадима Рудя о прекращении уголовного преследования можно здесь.