Дмитрий Аграновский: В защиту Игоря Березюка. Тезисы речи в Тверском суде
1. Прежде всего, необходимо отметить, что ряд официальных лиц допускали высказывания в прессе, которые могли бы оказать воздействие на органы предварительного расследования и суд.
Так, фактически, расследование по делу началось с высказывания Министра внутренних дел РФ Нургалиева Р.Г о том, что беспорядки на Манежной площади устроили т.н. «леворадикалы». Безусловно, дальнейший ход расследования во многом был предопределен этой фразой.
Позднее, сразу по окончании предварительного расследования, 26.07.2011 Руководитель Главного следственного управления Следственного Комитета России по Москве Вадим Яковенко и начальник уголовного розыска Главного управления внутренних дел г.Москвы Виктор Голованов провели совместную пресс-конференцию, широко освещавшуюся во всех основных средствах массовой информации – печатных, телевизионных, радио, интернет-СМИ и других. В ходе этой пресс-конференции было заявлено о виновности Березюка И.А. в инкриминируемых ему преступлениях.
О Березюке было указано специально, что «Главный обвиняемый – 23-летний гражданин Белоруссии Игорь Березюк. Как отметил начальник управления уголовного розыска ГУВД Москвы Виктор Голованов, 11 декабря Березюк, оказавшись в толпе собравшихся на месте гибели Егора Свиридова, агитировал людей идти на Манежную площадь. Более того, он нанял за 1.5 тыс.руб. несовершеннолетнего, дав ему мегафон и поручив выкрикивать националистические лозунги» (газета «Коммерсантъ», 27.07.2011, статья «Массовым беспорядкам нашли оппозицию»).
Аналогичные сведения изложены в Обзоре прессы, сделанном информационным сайтом «Голос России», в котором обозреваются публикации ведущих газет России «Российская газета», «Коммерсантъ», «Московский комсомолец», «Ведомости».
В соответствии со ст.6 ч.2 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления должен считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком (аналогичные нормы – ст.49 Конституции РФ, ст.14 ч.1, 2 УПК РФ).
Европейский Суд по правам человека обращает внимание, что обязанность соблюдения презумпции невиновности возлагается Конвенцией не только на судей и суд, но и на всех должностных лиц. В деле Allenet de Ribemont v. France (1995 год) был убит член парламента, и заявитель принадлежал к числу арестованных по подозрению в убийстве. Вскоре после его ареста состоялась трансляция пресс-конференции при участии министра внутренних дел и двух старших офицеров полиции. В ходе пресс-конференции было задано несколько вопросов, отвечая на которые данные должностные лица заявили, что все участники убийства арестованы, а заявитель является одним из идейных вдохновителей убийства. Суд постановил, что заявления некоторых высокопоставленных полицейских чиновников о том, что заявитель является одним из вдохновителей преступления, были сделаны без каких-либо ограничений и оговорок. Это приравнивалось к отчетливому провозглашению вины, что укрепило общественность в убеждении в вине заявителя и предопределило оценку фактов компетентным судом. Это стало нарушением презумпции невиновности, составляющей предмет ст.6 ч.2 Конвенции.