Путенихина арестовали до 30 декабря
Судья Тверского суда Елена Сташина санкционировала арест до 30 декабря активиста "Другой России" Дмитрия Путенихина, который облил водой прокурора Алексея Смирнова после оглашения приговора по делу о беспорядках на Манежной площади. Свое решение Сташина, известная по "списку Магнитского", мотивировала наличием у Путенихина судимости и отсутствием московской прописки. Эти факты "свидетельствуют о намерении обвиняемого скрыться", говорится в решении суда.
В суд Путенихина доставили под усиленным конвоем с черного хода, здание суда оцепили омоновцы. Как сообщает пресс-служба "Другой России", во время заседания были зачитаны материалы обвинения. В них приводятся слова следователя Александра Петриченко, который заявил, что Путенихин "занимается подрывом конституционного строя и состоит в экстремистской организации НБП". По мнению обвинителя, инцидент с обливаем прокурора водой имеет "исключительный характер" и Путенихина нужно арестовать. Против активиста возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 296 УК ("Угроза жизни представителя власти"), санкция которой предусматривает до двух лет тюрьмы.
Адвокат Светлана Сидоркина заявила, что достоверных доказательств того, что Путенихин может скрыться от следствия и суда, нет. По словам Сидоркиной, ни одного основания для ареста Путенихина — из тех, что перечислены в статьях 97 и 108 УПК — следствием не представлено. Прокурор Смирнов мог подать к Путенихину гражданский иск, но выбрал беспрецедентно жесткий и неадекватный вариант, сказала Сидоркина.
Сам Путенихин заявил в суде, что не угрожал жизни Смирнова. "Прошу переквалифицировать в административное нарушение, и я готов понести наказание", — сказал он.
Сидоркина просила суд заслушать в качестве свидетелей журналиста "Коммерсанта" Олега Кашина, давно знакомого с Путенихиным, а также корреспондента "Граней" Дмитрия Борко, который 28 октября вел съемку у Тверского суда. Однако Сташина отклонила эти ходатайства. Она также не приняла во внимание положительные характеристики из Сахаровского центра, с которым сотрудничает Путенихин. Кроме того, Сташина не учла, что Путенихин юридически не судим. Судимость уже истекла, а Путенихин выполнял все обязанности условно осужденного, своевременно являлся на учет в инспекцию и не менял место жительства.
Накануне Сидоркина подала две жалобы в Тверской суд на действия следователя Петриченко. По ее словам, следователь оформил задержание Путенихина вчерашним числом. Также жалоба подана на действия участкового, который после задержания оформлял административный протокол по статье 20.1 КоАП.
По мнению Сидоркиной, "в действиях Димы однозначно отсутствует состав преступления". "Состав 296-й статьи заключается в угрозах, причинении вреда жизни и здоровью. Во фразе "Не забудем, не простим", которая слышна на видеозаписи (ее произнес Путенихин. — Ред.), и без помощи лингвиста понятно, что нет никакой угрозы жизни и здоровью прокурора. Также видеозапись подтверждает, что фраза "Смерть прокурорам" лишь приписывается Путенихину, и он ее не выкрикивал", — сказала Сидоркина.
"В действиях Димы нет и состава преступления и по оскорблению представителя власти (статья 319 УК), даже если ему захотят вменить эту статью. Обязательным элементом оскорбления являются действия или слова, выраженные в неприличной форме", — добавила адвокат.
Правовые аналитики ассоциации АГОРА также считают, что оснований для ареста Путенихина нет. "296-я статья Уголовного кодекса относится к преступлениям небольшой тяжести, а арест может быть избран только в 4 случаях, закрытый перечень которых содержит законодательство: если отсутствует постоянное место жительства в России, если не установлена личность, если была нарушена ранее избранная мера пресечения и если подозреваемый пытался скрыться от органов следствия", — говорится в сообщении АГОРЫ.
28 октября Тверской суд приговорил к тюремным срокам от двух до 5,5 лет пятерых фигурантов дела о беспорядках на Манежной площади, произошедших в декабре 2010 года. Сроки получили активисты "Другой России" Игорь Березюк, Кирилл Унчук и Руслан Хубаев, националисты Леонид Панин и Александр Козевин.