По мнению полиции, группировка называлась «Антифа-РАШ» («Красная анархия скинхедов»). Ее члены, как следует из сообщения пресс-службы Нижегородской областной прокуратуры, занимались «преступной деятельностью по мотивам идеологической ненависти и вражды к представителям молодежных движений «Скинхеды — футбольные фанаты» и «Состоятельные граждане России».
В пресс-службе Нижегородской прокуратуры РБК daily пояснили лишь, что дела с экстремистскими мотивами подвергаются строгой отчетности, о них информируют Генпрокуратуру, так что, прежде чем передавать их в суд, их обстоятельства тщательно проверяются. По делу работали оперативники аж трех ведомств — центра «Э» МВД Нижегородской области, центра «Э» МВД Приволжского федерального округа и Нижегородского управления ФСБ.
Неординарная социальная группа «Состоятельные граждане России» от действий подсудимых не пострадала никак. В деле лишь три эпизода драк между антифашистами и националистами, в том числе ранее привлекавшимися к уголовной ответственности за насилие на национальной почве. Потерпевшим были нанесены побои и легкие телесные повреждения, но в ходе следствия они меняли показания. По словам адвоката подсудимых Дмитрия Динзе, правоохранители оказывали давление как на обвиняемых, так и на потерпевших.
Задержания и обыски по делу прошли еще в апреле 2011 года. Тогда задержанные жаловались на угрозы и побои, при обысках фиксировались факты того, что оперативники появлялись в квартирах раньше понятых. У обвиняемых изъяли компьютеры и компакт-диски, некую антифашистскую нашивку, а также устав и удостоверения, якобы полагавшиеся членам этой группы.
«Обвиняемые говорят, что увидели устав и удостоверения впервые во время следствия. Удостоверения — это тонкие картонные полоски, на которых написаны ФИО и «Антифа-РАШ». Всего таких изъяли 12 штук — как с фамилиями, так и незаполненные. Кому такое удостоверение можно предъявлять…» — удивляется г-н Динзе.
Друзья обвиняемых утверждают, что никакой «Красной анархии скинхедов» не существует, это выдуманная правоохранителями группировка. По словам антифашиста Алексея Гаскарова, выступавшего от лица своего движения на митинге на проспекте Сахарова 24 декабря, абсурдны и название «Красная анархия скинхедов» («Антифа-РАШ») — его придумывали люди, не разбирающиеся в леворадикальной терминологии, и наличие у подобной молодежной группы картонных удостоверений и устава.
Г-н Гаскаров рассказал РБК daily, что скорее всего в Нижнем Новгороде могли быть какие-то мелкие драки между местными нацистами и антифа, которые объединили в одно дело ради отчетности по противодействию экстремизму.
Нижегородских подсудимых поддерживает Союз солидарности с политзаключенными. «Если обстоятельства драк не совсем понятны, то обвинение в создании экстремистского сообщества не выдерживает проверки здравым смыслом», — говорит руководитель союза Сергей Давидис.
Эксперты центра «Сова» также характеризуют дело как «неправомерный антиэкстремизм». В распространенном ими заявлении говорится, что доказательством организованной экстремистской деятельности должны являться факты соответствующих преступлений, а не найденная «нашивка или удостоверение неформальной молодежной группы (даже если считать, что они делали такие странные удостоверения)». Кроме того, законодательство «не может защищать социальные группы, определенные, как удобно следствию».
Александр Литой