Опрос в соответствии со следственным поручением нижегородского Следственного управления СК РФ проводил старший оперуполномоченный Управления ФСБ РФ по Нижегородской области капитан Игорь Савельев, передает корреспондент Открытого информагентства.
Оперативника интересовало, знакома ли журналист Светлана Рейтер с правозащитником Игорем Каляпиным и “с кем-либо еще из сотрудников” Комитета против пыток, когда и при каких обстоятельствах познакомилась и какие отношения с ними поддерживает. Журналист ответила, что знает Каляпина с 2010 года и поддерживает профессиональные отношения. После этого Савельев спросил, имеется ли у журналиста компьютер или ноутбук, где он расположен, кто им, кроме нее, пользуется и возможен ли с него выход в интернет. Аналогичный вопрос касался компьютера на рабочем месте. Затем капитан Савельев спросил, как давно Светлана Рейтер является пользователем ноутбука и сети Интернет, а также как она может охарактеризовать свой уровень владения компьютером и всемирной паутиной. Оперуполномоченный поинтересовался, имеет ли журналист доступ к электронному почтовому ящику Комитета против пыток, если да, в каких целях им пользуется, когда, с помощью какого компьютера заходила в него последний раз. Журналист ответила, что у нее нет доступа к e-mail правозащитной организации.
Капитан Савельев спросил, публиковала ли в СМИ Светлана Рейтер статьи, касающиеся расследования уголовного дела по факту похищения Ислама Умарпашаева, если да, то под каким названием, в каких СМИ и от кого была получена эта информация. Оперативник спрашивал, передавал ли эту информацию ей Игорь Каляпин или кто-то другой по его поручению. Рейтер отметила, что материалов дела она не видела, с процессуальными документами не знакомилась.
Затем оперуполномоченный ФСБ спросил, известны ли Рейтер названия электронных почтовых ящиков Игоря Каляпина и повторно уточнил, имеет ли журналист к ним доступ. Следующие четыре вопроса также касались почты Игоря Каляпина: знакомилась ли журналист с содержанием писем-электронных файлов, находящихся в ящиках Каляпина, имела ли доступ к названным адресам электронной почты, просил ли Каляпин Рейтер копировать какие-либо файлы, содержащиеся в его почтовых ящиках, размещать в Интернете, распространять среди других людей. ФСБ интересовало, какие это были файлы, где они содержались, каково было их содержание и где они размещались. На каждый из вопросов журналист ответила отрицательно — доступа к ящикам у нее не было.
В завершение опроса капитан Савельев спросил, что Светлане Рейтер известно об участии председателя Комитета против пыток Игоря Каляпина в качестве представителя потерпевшего Ислама Умарпашаева. Журналист рассказала, что в июле 2011 года Игорь Каляпин, с которым тогда она впервые лично встретилась, дал ей интервью по поводу судьбы Ислама Умарпашаева. По словам правозащитника, мужчина был похищен, а потом отпущен на свободу. Эта информация вошла в материал “Кавказские борзые”, опубликованный в журнале Esquire 8 августа 2011 года. На повторные вопросы оперативника, рассказывал ли Каляпин или кто-либо другой о ходе расследования этого уголовного дела, показывали ли ей какие-либо процессуальные документы, Светлана Рейтер ответила отрицательно.
От вопроса журналиста, будет ли ФСБ изымать ее ноутбук, оперуполномоченный Савельев уклонился, сообщив, что выполняет отдельное поручение Следственного комитета и не знает о дальнейших действиях.
2 августа 2012 года в СУ СК РФ по Нижегородской области из Главного следственного управления СК РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу поступили материалы проверки сообщения о преступлении в отношении правозащитника Игоря Каляпина по факту якобы разглашения им данных предварительного расследования по уголовному делу о похищении Ислама Умарпашаева. В итоге следователь по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Нижегородской области направил начальнику Управления ФСБ РФ по Нижегородской области поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Опрос журналиста проводился в рамках этого поручения, в котором сказано, что допустимо “при необходимости изъять компьютеры (ноутбуки, иную компьютерную технику)”.
Напомним, интервью Игоря Каляпина Светлане Рейтер “Кавказские борзые”, опубликованный в журнале Esquire (“Эсквайр”), был признан лучшей публикацией 2011 года по версии издательского дома Independent Media.