Надзорное производство было начато по решению Верховного суда, куда обратились представители аппарата уполномоченного по правам человека Владимира Лукина. Лукин обжаловал также арест Кавказского, но эту жалобу суд ранее отклонил.
Кавказскому 26 лет. Он известный оппозиционный активист и правозащитник, юрист Комитета за гражданские права. Исповедует пацифистские взгляды. Был задержан 25 июля 2012 года и на другой день арестован. Таким образом, он больше года пробыл в заключении.
Активист обвиняется по части 2 статьи 212 УК (участие в массовых беспорядках). Ему грозит до восьми лет колонии. Следствие утверждает, будто он "наносил удары руками и ногами сотрудникам ОМОН". Между тем статья 318 (применение насилия в отношении представителя власти) Кавказскому не вменена.
Кавказский содержался в СИЗО-2 "Бутырка". Он страдает болезнями печени, сердца и почек и к весне 2013-го, после семи месяцев заключения, поправился на 20 килограмм, поскольку не имел возможности соблюдать диету и заниматься в спортзале.
Родственники политзека много месяцев настаивали на его медицинском обследовании. Лишь в апреле им удалось добиться госпитализации Кавказского в больницу СИЗО-1 "Матросская Тишина". Там он провел больше месяца. Медики выявили у активиста ожирение III степени на почве гепатоза. Однако официальный эпикриз матери Кавказского в СИЗО выдать отказались, сославшись на отсутствие доверенности, подписанной политзеком. Адвокат активиста Дмитрий Айвазян в этой связи обвинил тюремщиков в злоупотреблении полномочиями.
Перевод Кавказского под домашний арест — первый случай смягчения меры пресечения обвиняемому по "Болотному делу". Ранее из СИЗО были освобождены четыре фигуранта, которые вообще отсутствовали на Болотной и оказались в заключении из-за некомпетентности следователей, а также Константин Лебедев, пошедший на предательство и оговоривший других обвиняемых. При этом все они вышли из заключения по ходатайству СКР. Исключением был только Александр Каменский, которому следствие так и не смогло предъявить обвинение, — в соответствии с законом он вышел на свободу в статусе подозреваемого после 10 дней в СИЗО.
До сих пор суды удовлетворяли все ходатайства следствия о продлении "болотным узникам" сроков содержания под стражей и отклоняли апелляции защиты на такие решения. Так, в четверг был продлен арест Ильи Гущина. Случай Кавказского стал первым исключением из этого правила.
Одним из аргументов защиты в пользу освобождения Кавказского из-под стражи стало слабое здоровье политзека. Между тем активист Левого фронта Владимир Акименков, почти полностью ослепший за год с лишним заключения, по-прежнему остается в СИЗО, несмотря на аналогичные аргументы, приводимые защитой.