В зале Никулинского суда, где проходят заседания, собралось более 60 человек. Мест не хватило, части пришедших поддержать "болотных узников" пришлось остаться в коридоре.
Навальный заявил, что был одним из главных организаторов митинга, хотя и не подписывал заявку. Схема митинга была утверждена и опубликована. Однако когда колонна подошла к Болотной площади, выяснилось, что Болотный сквер перекрыт полицией. Был оставлен очень узкий проход, отметил Навальный. На набережной он заметил вторую цепочку полицейских, которая оставила проход шириной несколько метров.
Навальный считает изменение утвержденной схемы митинга правонарушением со стороны полиции. Когда организаторы убедились, что пройти без давки к месту митинга невозможно, колонна была остановлена. Возможности обратиться к участникам акции не было, так как звуковая аппаратура была отключена, отметил Навальный.
У участников акции не было намерения пройти к Кремлю, подчеркнул Навальный. Никаких призывов к массовым беспорядкам никто не выкрикивал. Навальный заявил, что не видел случаев применения насилия к полицейским. Наоборот, те выхватывали из толпы случайных людей и задерживали их. У Навального создалось впечатление, что полицейские выполняли норматив по количеству задержанных.
В возникшей давке часть людей неумышленно оказалась за спинами полиции. Навальный подчеркнул, что и он был среди них. "Я не арестован по этому делу, потому что кто-то наверху решил, что надо арестовать не лидеров и организаторов, а случайных людей", — сказал Навальный.
"Сейчас уже очевидно, что сама полиция в сговоре с мэрией, осуществила эти незаконные перегораживания и спровоцировала давку", — заявил Навальный. Он подчеркнул, что направил жалобу о незаконном воспрепятствовании акции должностными лицами, еще находясь под административным арестом. Однако ответа по существу он не получил. Навальный сомневается, что вообще проводилась проверка.
Навальный ответил на вопросы подсудимых и их защитников. Сторона обвинения не задала ему ни одного вопроса.
"Только сейчас, внимательно глядя на судью, понял, что именно она дала мне 15 суток 8 мая, после Болотной", — написал Навальный в твиттере после дачи показаний.
После Навального со свидетельскими показаниями выступил еще один организатор шествия и митинга 6 мая 2012 года член бюро политсовета движения "Солидарность" Сергей Давидис. Он сообщил, что в мае 2012 года согласование было получено в последний момент. При этом организаторы не получили письменного документа о назначении ответственного ни от мэрии, ни от ГУВД, чего требует закон.
Никаких попыток прорыва к Большому Каменному мосту не было, подчеркнул Давидис. Граждане пытались остаться на территории согласованного митинга. При этом подвергались насилию со стороны полиции. Когда на митингующих нападали полицейские, они иногда сцеплялись в цепь, чтобы защититься. Это были защитные действия, а не агрессивные, отметил свидетель.
Третьим допрошенным был правозащитник и журналист Александр Подрабинек. Главной особенностью митинга 6 мая он назвал полицейское насилие. Полиция выглядела неадекватно, заметил правозащитник. Он заявил, что дорога на Болотную площадь была сужена до непроходимых для колонны размеров. Полицейские врывались в толпу и выдергивали оттуда случайных людей. Так продолжалось полтора часа, причем первые 30 минут демонстранты даже не пытались защищаться от правоохранителей.
"Я видел пострадавших от полиции. Все ее действия мешали митингу, — рассказал Подрабинек. — Видел женщину, лежащую на асфальте в крови и без сознания". Правозащитник подтвердил, что некоторые участники митинга кидали в полицейских пластиковые бутылки. Но фаеры летели, наоборот, от полиции к демонстрантам, добавил он.
27 ноября сторона обвинения закончила представление доказательств вины двенадцати фигурантов "Болотного дела". На заседании присутствовал Сергей Кривов, недавно завершивший 65-дневную голодовку. По его словам, голодовку удалось завершить успешно, медицинские анализы в норме.