Объективная истина в документе определяется как "соответствие действительности установленных по уголовному делу обстоятельств, имеющих значение для его разрешения". Чтобы установить ее, судьи получат право не ограничиваться доказательствами, которые представляют стороны обвинения и защиты.
Соответственно в УПК появятся новые основания для возвращения дел на доследование. Судьи смогут выносить такие решения, если в ходе процесса сочтут доказательную базу неполной из-за признания тех или иных доказательств недопустимыми. Еще одним основанием вернуть дело в прокуратуру будет требование переквалифицировать обвинение на более тяжкое.
Действие принципа презумпции невиновности законом предполагается ограничить. "Закрепленная в статье 14 УПК РФ юридическая фикция презумпции невиновности, предполагающая толкование неустранимых сомнений в пользу обвиняемого, может быть применена лишь в случае невозможности достижения по делу объективной истины и только после принятия исчерпывающих мер к ее отысканию", — говорится в пояснительной записке к проекту.
Модель состязательности сторон, реализованная в действующем УПК, объявляется не способствующей установлению объективной истины. Эта модель, утверждается в пояснительной записке, "тяготеет к чуждой традиционному российскому уголовному процессу англо-американской доктрине так называемой чистой состязательности". Российская традиция, говорится в документе, тяготеет к романо-германской модели, которая не ограничивает суд "ролью пассивного наблюдателя за процессуальным противоборством сторон", а "основывается на приоритете достоверного (объективно истинного) знания о событии преступления при принятии итогового процессуального решения по делу".
Идеологом возвращения в уголовный процесс института установления объективной истины является председатель СКР Александр Бастрыкин. Такую идею он высказал в марте 2012 года, вскоре после публикации законопроекта на сайте его ведомства.