Устинов Павел Геннадьевич родился 26 декабря 1995 года, актёр, житель города Щёлково Московской области. Обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 318 УК РФ («Применение опасного для жизни или здоровья насилия к представителю власти», до 10 лет лишения свободы). Находится под стражей с 3 августа 2019 года после задержания во время разгона мирной акции с требованием регистрации независимых кандидатов в Мосгордуму.
По версии следствия 3 августа 2019 года «полицейский 1 отделения 2 оперативного взвода 1 оперативной роты батальона ОМОН Главного управления Росгвардии по г. Москве старший сержант полиции Лягин А.С., находящийся в форменном обмундировании сотрудника Росгвардии и осуществляющий полномочия по охране общественного порядка и общественной безопасности, примерно в 15 часов 30 минут, находясь по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 18, корп. 1, осуществлял задержание Устинова П.Г., нарушавшего общественный порядок, я являющегося активным участником массовых беспорядков, в ходе которого Устиновым П.Г. было оказано активное сопротивление, с целью воспрепятствования его (Лягина А.С.) законной деятельности, после чего Устинов П.Г. Применил в отношении Лягина А.С. насилие, опасное для жизни и здоровья, причинив ему вывих плечевого сустава левой руки, что <…> относится к повреждениям, причинившим средней тяжести вред здоровью».
Массовые задержания, происходившие 3 августа 2019 года по всему центру Москвы, носили произвольный характер, сопровождались грубыми нарушениями прав человека и не были оправданы с точки зрения необходимости обеспечения общественной безопасности. Из 1001 задержанного в тот день значительную часть составляли случайные прохожие, не участвовавшие в протестной активности, а просто случайно оказавшиеся в районе «работы» полиции и Росгвардии. О примерных масштабах полицейских «ошибок» говорит тот факт, что, по данным прокуратуры, проведшей проверку по требованию уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, 37 из 76, т.е. почти половина, задержанных за участие в акции 27 июля 2019 года несовершеннолетних участия в ней не принимали.
Одним из таких случайных прохожих, с нашей точки зрения, был и Павел Устинов, в отношении которого следствием не было представлено никаких доказательств участия в акции протеста или в протестном движении в целом. При этом известно, что сам Устинов проходил срочную службу в Росгвардии, неоднократно принимал участие в обеспечении безопасности при проведении мероприятий, стоял в оцеплении во время проведения матчей Чемпионат мира по футболу 2018 года, и, очевидно, не имел мотива причинять телесные повреждения своим бывшим сослуживцам.
В зафиксированных на видео действиях Устинова нет состава преступления, предполагающего умысел на совершения насилия в отношении представителя власти. Хорошо видно, что движения Устинова были чисто рефлекторными и не имели признаков агрессии, тогда как задерживавшие его сотрудники ОМОН применили явно излишнюю в данной ситуации физическую силу и спецсредства.
Политический характер преследования Устинова следует уже из ходатайства следователя Заварзина, в котором тот просил Тверской районный суд избрать в отношении Устинова меру пресечения в виде заключения под стражу, бездоказательно утверждая, что Устинов якобы является «активным участником незаконных акций протеста на территории г. Москвы». Об этом также позволяет говорить контекст уголовного преследования, происходящего на фоне резкого усиления репрессий в отношении участников мирных демонстраций и митингов, а также людей, случайно оказавшихся в местах массовых задержаний (которыми регулярно становится весь центр Москвы). При этом позиция следствия опирается на явно противоречащий действительности рапорт лейтенанта Росгвардии Горяницы А.А. и на дословно совпадающие показания омоновцев Савченко А.Р. и Асташева К.А. Правозащитный центр «Мемориал» проанализировал показания последних и привёл исчерпывающие аргументы в пользу того, что они должны быть признаны недопустимыми доказательствами, а обстоятельства «допроса» расследованы на предмет совершения преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 303 УК РФ («Фальсификация доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником»). Подобное стопроцентное текстуальное совпадение показаний означает, что допрос или в принципе не проводился, или «свидетели» зачитывали предварительно подготовленные рапорты, централизованно составленные их начальством (как это происходит во время подготовки административных материалов на обвиняемых в нарушении норм КоАП РФ во время проведения массовых мероприятий). Показательно, что допрос Савченко и Асташева продолжался одинаковое время и занял 19 и 20 минут соответственно.
Адрес для писем:
127081, г. Москва, ул. Вилюйская, д. 4, ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по городу Москве, Устинову Павлу Геннадьевичу 1995 г. р.
Электронное письмо можно также отправить платно через систему «ФСИН-письмо» (http://fsin-pismo.ru/client/app/letter/create) или бесплатно через сайт «Росузник» (http://rosuznik.org/arrests/ustinov).
Группы поддержки Павла Устинова с актуальными новостями по делу созданы «Вконтакте» (http://vk.com/public185307772) и в «Одноклассниках» (https://ok.ru/group/56135103479816).
Предложить свою помощь Павлу Устинову и другим обвиняемым по делам о событиях 27 июля и 3 августа 2019 года можно в телеграм-чате команды сайта «Дело 212» (http://t.me/peredachi_212).
Сбор финансовой помощи для всех обвиняемых идёт по адресу: http://delo212.ru/#help
Яндекс-кошелек 410011205892134 и карта «Сбербанка» № 5469 3800 7023 2177 Фонда помощи политзаключённым Союза солидарности с политзаключёнными для помощи всем политзекам.
Читать дальше: